Коррупция и отсутствие банковской системы могут привести Украину к краху

Miroslav Boublik Известный чешский экономист, инвестор и банковский менеджер Мирослав Боублик (Miroslav Boublik) недавно вернулся из Украины. Он принадлежит к группе самых опытных специалистов в своей области. Мирослав Боублик изучал компьютерную технику в Соединенных Штатах, закончил банковский менеджмент в Гарварде, перед Украиной работал в США, а также 4 года в наибольшем частном банке России «Альфабанк». Полученные знания и опыт позволили ему возглавить «Укрсиббанк» в Киеве, где он провел последние полтора года. Своими оценками о состоянии дел в украинской банковской системе, экономике и просто относительно жизни в Украине Мирослав Боублик поделился в интервью изданию новости.

— Почему вы решили работать в Украине?
— Для меня Украина показалась интересным рынком. Кроме того, после России я понимал язык. Также, Украина лежит к западу от России. Тогда это был интересный рынок, который быстро развивался. Поэтому я начал думать про Украину, и пришел кризис. Но, несмотря на это, для меня Украина оставалась интересной. Возможности макроэкономических исследований и возможности развития выглядели там намного большими, чем в Центральной или Западной Европе, или даже в Соединенных Штатах».

— Как работает банковская система в Украине, в чем заключаются отличия от чешской?
— Я бы сказал так: сейчас она не работает, к сожалению, не работает вообще. В банковской системе существуют огромные проблемы, которые не были решены, и с которыми отдельные банки не могут справиться. Перед кризисом, а он ударил сильно, банковская система развивалась второпях как относительно самого продукта, так и открытия количества филиалов банков и объема активов. Во всяком случае, схема развития банковской системы указывала на значительно большие тенденции развития, чем в Чешской Республике.

— Что на ваш взгляд сегодня представляет наибольшую угрозу украинской экономике: коррупция, неурегулированная валютная политика, плохая банковская система, в частности, кредиты в иностранной валюте?
— Думаю, что для Украины наверное коррупция есть тем злом. Моя жена различает плохую и добрую коррупцию. При этом добрая коррупция та, когда в результате создаются какие-то ценности, несмотря на то, что теряется часть денег. А плохая коррупция, это когда никакие ценности не создаются. В этом смысле коррупция в Украине является очень большим злом. А для макроэкономики наиболее плохим есть, когда не работает банковская система. Коррупция — это бремя, но неработающая банковская система, которую еще называют «кровяной системой макроэкономического тела», т.е. когда она не работает, тогда макроэкономика, если не полностью останавливается, то выход из кризиса замедляет…

— Как привлечь в Украину иностранный капитал, что бы сделали вы?
— Сначала мы должны договориться, что называем иностранным капиталом. Обычно под иностранным капиталом имеют в виду западный капитал. Но сейчас, после выборов, которые состоялись в Украине, в страну пришел российский капитал. Во времена президента Ющенко российский капитал боялся нашей страны, был более осторожным. После того, как победил тот, кто был их союзником, он открыл двери капиталу из России. Что касается западного капитала, то думаю, для этих инвесторов коррупция составляет большую проблему. Непрозрачность банковской системы, непрозрачность и недейственность права — это вещи, которые препятствуют главному западному капиталу. Инвестировать в Украину решаются только смелые группы, которые намерены рисковать. Когда украинская экономика возрастала, все забывали о проблемах, связанных с коррупцией или недейственной системой права. И после кризиса все начали бояться всех этих проблем.

— Чем интересен для инвесторов украинский рынок?
— Думаю, что украинский рынок сам по себе есть интересный тем, что он находится близко к Европе, это мост между еще большим рынком, которым является российский. Это рынок, который имеет мощность и потенциал развиваться высокими темпами. Когда взглянем на глобальные макроэкономические тенденции, то одной из них есть земледелие. А Украина владеет богатейшей земледельческой землей в мире, которая и по ныне не используется. Возможно, частично и сознательно, ведь сегодня мы еще не достигли высоких цен на продукты. Когда начнут подниматься цены на продукты, в целом на сельскохозяйственную продукцию, Украина буде наибольшим рынком.

— Как выйти Украине из кризиса — ваш совет?
— Я думаю, и об этом уже упоминал, что банковская система — это то важнейшее для макроэкономического роста и для выхода из кризиса. Первым шагом должно быть реформирование центрального банка, нужно создать так называемый «bad bank», как говорят англичане, т.е. «плохой банк». Это банк, который бы консолидировал плохие активы системы, чтобы прочистить все трубки этой системы. Сами банки не способны это провести, а без этого банковская система будет находиться в замороженном виде. Именно это был бы мой первый шаг со взгляда макроэкономики, который можно повести относительно быстро. Более продолжительное время нужно, чтобы сосредоточиться на создании и улучшении работы других учреждений, добиться их прозрачности. Это сильная тяжелая задача для любой экономики. А в Украине эта амплитуда, объем задачи есть очень большими.

— В окончание разговора прошу поделиться вашим наиболее положительным впечатлением от пребывания в Украине.
— Для меня наилучшим впечатлением в целом было полтора года пребывания в Украине, так как я выучил новую культуру, познакомился с многими интересными людьми, сблизился с людьми со всей Украины и в Киеве, и в Харькове, в Одессе. Пребывание в Украине для меня лично было очень хорошим опытом и я рад, что такая возможность у меня была. Что касается отрицательного впечатления, то это история с регистрацией автомобиля, которая у меня, как у руководителя одного из наибольших банков, забрала, по меньшей мере, 4 дня моего собственного времени. Время между таможней и ГАИ — это для меня было страшным впечатлением. И это указывает на то, о чем я здесь говорил: эти учреждения не работают так, как должны.

Добавить комментарий