В Малиновском районном суде Одессы завершается процесс по обвинению сотрудников львовской типографии «Попугай» в изготовлении и попытке сбыта 19 млн.720 тыс. фальшивых молдавских леев (около 1,5 млн. долларов США) в целях подрыва экономики Молдовы.
Из уголовного дела № 221 УСБУ в Одесской области:
«Во время досудебного следствия установлено, что в период с апреля по июнь 2003 Гаталяк Тарас Иванович подыскал из рабочих возглавляемой им типографии «Попугай» исполнителей преступления, а именно печатников Кавецкого, Маркоцького и Гаврилова и объединил их для совершения преступления. В период с июня по ноябрь 2003 года в помещении и на оборудовании типографии ООО «Попугай » были изготовлены с целью сбыта 19 млн. 720 тысяч поддельных леев Республики Молдова. В дальнейшем при неустановленных следствием обстоятельствах они были перевезены в Республику Молдова. Указанные лее планировалось использовать для дестабилизации экономического положения РМ накануне президентской предвыборной кампании в интересах главы «Народно — освободительного фронта Молдовы» Н. Рошка…».
Этот секретный документ задолго до начала судебного процесса каким-то образом появился в пропрезидентской прессе Молдовы с надлежащими комментариями. Мол, украинские западенцы — бандеровцы в сговоре с нашими ультраправыми готовят антигосударственный мятеж и не гнушаются криминалом. Что, конечно, делает невозможным участие в президентской гонке правых сил Молдовы.
Типография – это не только криминал, это также печать календариков, открыток, книжек, журналов, газет и т.д. А подробнее узнать про весь перечень работ типографии можно на сайте одной из них.
Как же львовские печатники попали чуть не в лагерь международных террористов? «Неприятности директора «Попугаи» Тараса Гаталяка начались 21 мая прошлого года, когда в его квартиру ворвались следователи и бойцы спецподразделения «Альфа» УСБУ в Одесской области. За день до этого типография получила заказ от «Поры» на печатание листовок антикучмовского характера, и директор сразу связал появление вооруженных бойцов в черной униформе с этим заказом. Но оказалось, что обыск связан с другими обстоятельствами. Гаталяка отвезли в Одессу, и он на полгода попал в тамошнее СИЗО.
Уже во время первых ставок лицом к лицу печатники признались, что печатали фальшивые леи, когда директор издательства находился вне Львова, а руководил ими человек, представившийся Тарасом Ивановичем, однако к их шефу никакого отношения не имел.
Выяснив, что настоящий Тарас Иванович Гаталяк не мог управлять изготовлением фальшивых леев, эсбисты подали в суд новое обвинение. В нем говорилось, что организованную преступную группу фальшивомонетчиков организовал гражданин Молдовы, житель Приднестровья Рейх. В Одессе он встретил своего товарища по учебе Сергея Мишу, а тот его свел с человеком, который представился владельцем львовской типографии «Попугай» Тарасом Ивановичем и взялась организовать изготовление фальшивых леев. Вместе с этим человеком Миша позже приехал во Львов, где убедился, что станок «Попугаи» подходит для этого преступления и познакомился с непосредственными исполнителями — печатниками.
Хотя адрес постоянного проживания Рейха хорошо известен, организатора преступления не нашли и выделили его дело в отдельное производство. А под инициалами «Тарас Иванович», указывалось в судебном деле, скрывался львовянин Евгений Соболь, который переехал жить в соседнюю Белоруссию.
Уже во время судебного разбирательства Соболя удалось задержать на территории соседнего государства. И вышел конфуз. Печатники не узнали в этом человеке «Тараса Ивановича», и его освободили от уголовной ответственности и отпустили на волю. Корреспонденту удалось встретиться с Соболем, который, казалось, весьма подходил на роль «подрывника молдавской экономики». Это бывший офицер спецчасти Советской армии имел непосредственное отношение к КГБ. В свое время в рядах отрядов УНСО Соболь участвовал в молдавско — приднестровском конфликте, поэтому имел возможность познакомиться с местными оппозиционерами. Когда унсовцы заподозрили, что бывший офицер является » казачком «, Евгений перевернулся в ряды СНПУ. Однако и там обвинили в двойной игре и связям со спецслужбами, после чего Соболь исчез в Белоруссии. «У меня возникли неприязненные личные отношения с офицером Львовского управления СБУ Василием Павленко, с которым я когда-то дружил, — рассказал экс — фигурант скандального дела. — Считаю, что именно он подсказал одесским коллегам, что за печатью фальшивок стою я».
Во время судебного процесса, который проходит в Одессе, выяснилось немало фактов, свидетельствующих о том, что в процессе изготовления во Львове фальшивых молдавских леев были заинтересованы спецслужбы нескольких стран. Фальшивки, установил суд, печатали на высококачественной специальной бумаге со многими степенями защиты, которую, следовало из материалов дела, привез в Украину из Москвы Миша. Купил ее, если верить показаниям, на научно -исследовательском предприятии «Знак». Эта московская фирма является филиалом Монетного двора Российской Федерации, а также ее местонахождение строго засекречено.
Офицер УСБУ во Львовской области Василий Павленко, который, по словам Соболя, «подставил» его под дело о печатании фальшивых леев, погиб 20 декабря прошлого года. Первоначально считалось, что офицер покончил жизнь самоубийством. Позже установили, что его повесили неизвестные на женских колготках. В управлении СБУ Павленко, работая в отделе защиты Конституции Украины, курировал, в частности, и вопрос связей галицких радикалов с политическими силами Приднестровья и Молдовы…