Дворец графов Лянцкоронских в Роздоле, один из крупнейших в Галиции, является ценным памятником архитектуры XVIII-XIX ст. Окруженный он старым парком со старыми дубами и соснами, которые относится к наиболее ценным галицким памятникам садово-паркового искусства.
Осенью прошлого года я впервые посетила расположенную на живописном холме Роздольскую усадьбу. Когда-то роскошный дворец поразил запущенностью, ободранными стенами и мусором. Загроможденный парк. У парадного подъезда на цепи злой собака, может сорваться в любой момент. Про смотрины дворца внутри и снаружи, с парадной стороны, не могло быть и речи. При входе в усадьбу — таблички, сообщающие, что памятник архитектуры — дворец и старый парк — является частной собственностью.
В апреле этого года я снова побывала в Роздольской усадьбе. Все те же таблички, все тот же собака и все то же разрушение здания. В парке, немного убранном, на земле вместо осенних листьев ковер весенних цветов. На этот раз встретилась с охраной дома, которая, конечно, ничего не хочет рассказывать. Местные жители тоже ничего не знают о том, кто приобрел дворец и какая судьба его ждет.
«Продано! ..»
За информацией я обратилась в Управление охраны культурного наследия Львовской облгосадминистрации. Начальник управления Василий Ивановский рассказал, что дворец продали в марте 2004 года киевской фирме ООО «Сеть отдыха» за смешную по нынешним временам цену — 467285 грн.
А было имение со всеми преимуществами цивилизации
Роздол — древний городок в 45 км от Львова. В 1571 его основал среди королевских лесов Матей Черняйовский. По его дочери Анной, как вино, оно перешло к Жевуским, которые им владели в течение пяти поколений. И, когда вымерла мужская линия этого рода, Роздол получил граф Антоний Лянцкоронский как приданое за Людвику Жевускую. Этой семье принадлежал городок до 1939 года.
Лянцкоронские — род украинско-польских феодалов, имели большие земельные имения в Галичине на протяжении веков. Они были достойными императорского двора, играли немалую роль в экономической и общественно-политической жизни Польши.
Роздольская усадьба Лянцкоронских в начале ХХ ст. — Добротный барский особняк с электричеством, водопроводом, телефоном. Один из выдающихся художественных центров в Галичине. 60 комнат дворца были оборудован с большим художественным вкусом.
Хозяин поместья, доктор права Кароль Лянцкоронский (1848-1933), был меценатом, большим поклонником художников, знатоком итальянского искусства, коллекционером художественных произведений, сам тоже рисовал, любил путешествовать. В архиве сохранились письма, граф писал своей матери, находясь в Индии, на Цейлоне. В 1884-1885 годах Кароль Лянцкоронский вместе со своим многолетним другом художником Яцеком Мальчевским посетил Грецию и Малую Азию. Художник делал зарисовки и карикатуры. Художник неоднократно бывал в Роздоле, где в усадьбе для него построили мастерскую. В 1905 году он написал портрет графов Кароля и Малгожаты Лянцкоронских, который в 1978 году приобрела Львовская галерея искусств. Пожалуй, из Греции Лянцкоронский привез древние римские скульптуры, которые установил в своей усадьбе.
Уникальная библиотека и художественные собрания Лянцкоронских
Дворец Лянцкоронских славился библиотекой, галереей портретов, которая насчитывала несколько полотен, богатейшим сборником фотографий и большим семейным архивом.
На нижнем этаже дворца в шести комнатах располагалась библиотека, в которой насчитывали, по одним данным, 20 тысяч книг, по другим — 30 000. В ней рукописи, уникальные издания XVI-XVII ст., Много литературы XVIII века. Основал библиотеку Казимир Лянцкоронский с женой Людвикой, одной из образованнейших личностей того времени. Австрийская императрица Мария-Терезия наградила графиню Людвику Лянцкоронской в 1805 году орденом «Звезда-крест» и назначила придворной дамой.
Граф Кароль Лянцкоронский собрал одну из крупнейших в мире коллекцию фотоснимков, которая насчитывала… 120000 единиц. Снимки имели размер 18х24 см, хорошо выполнены, наклеенные на картон, разложены в папках по специальной системе. Тематика редкой коллекции — ценные художественные произведения, в основном с эпохи Ренессанса, собраны из музеев и частных коллекций всего мира.
Огромный семейный архив размещался в четырех комнатах отдельного помещения. Документы, в том числе на пергаментах, достигали 1370 годов.
Во дворце хранилось много карт и атласов со старыми гравюрами, фарфор из коллекции сборников Жевуских, иконы, резные вещи, старое оружие, ковры, находки из археологических раскопок, размещенных на передвижных стеллажах, цена которых и сегодня довольно высокая…
В годы Первой мировой войны дворец был значительно уничтожен, и в межвоенный период остатки библиотеки и часть полотен Лянцкоронские вывезли во Львов и Вену, где имели роскошную резиденцию с художественными произведениями мирового значения.
В 1939-1940 годах часть картин из Роздольской коллекции Лянцкоронских еще украшала дворец, превращенный в дом отдыха. Предметы искусства частично были уничтожены и разграблены. Когда после войны дворец передали Моршинскому санаторию, художественные ценности были вывезены в Дрогобычский краеведческий музей, Эрмитаж и Одесский археологический музей. Однако позже, в 2001 году, директор Львовской галереи искусств Борис Возницкий «открыл» в усадьбе еще несколько ценных скульптур: бронзовую фигурку на фонтане, мраморную парковую фигуру римского воина и две скульптуры из ниш на фасаде. Они выставлены в экспозиции музея. Уцелевшие остатки библиотеки дочь последнего владельца Роздола профессор Каролина Лянцкоронская в 1968 передала Польской библиотеке в Лондоне.
В этих документах — «жизнь, и слезы, и любовь»
Семейный архив Лянцкоронских попал во Львовский государственный исторический архив. Он насчитывает 9700 дел, номерной перечень которых размещены в четырех грубых томах. Это документы, переписка семьи Лянцкоронских с родственными с ними Данилович, Жевускими, Потоцкими, Цетнера, многочисленные материалы о финансово-хозяйственной деятельности, строительство дорог, заводов, школ, церквей, железных дорог … Бесспорно, для исследователей истории и экономики нашего края архив является ценным источником информации. Я просматривала список документов и заказала для ознакомления дипломы, грамоты о заслугах и награды семьи Лянцкоронских. Была удивлена, когда среди графских документов нашла личное дело служащего имений в Роздоле Леона Майера, с которым я была лично знакома. Прошло двадцать лет со времени нашей встречи с ним в Кракове. Левко Майер, тогда уже почтенного возраста — 80 лет, хорошо помнил и усадьбу, и семью Лянцкоронских, а с дочерью графа Кароля, профессором, автором многотомной истории искусств Каролиной Лянцкоронской переписывался. Он много рассказывал о художниках, которые гостили в Роздоле по приглашению хозяина, особенно выделял Яцека Мальчевского. Отмечал, что это была образцово ухоженная усадьба…