Во время «круглого стола» по проблемам независимого тестирования учителя математики немало говорили про репетиторство. Это был третий «круглый стол» по проблемам независимого тестирования. Перед математиками своими мыслями относительно содержания тестов, технологии проведения экзаменов делились учителя украинского языка и истории.
Это те три предмета, которые в апреле 2007 года будут вынесены на независимое тестирование. Во Львовской области именно такое испытание должны пройти все выпускники школ, которые намерены поступать в высшие учебные заведения III-IV уровня аккредитации. Напомним, тестирование по украинскому языку состоится 21 апреля, а по математике или истории (на выбор) 28 апреля…
Михаил Дорожовець. Независимое тестирование добавляет уверенности и ученикам, и родителям, что приобретать знания надо именно в школе, а не у репетитора. Лошадь можно привести к водопою, но заставить ее напиться невозможно. Надо привить ученикам понимание того, что знания нужны не только для поступления в высшее учебное заведение, но и для того, чтобы быть в будущем хорошим специалистом. Если ученик не имеет базы знаний, то и репетитор не поможет…
Оксана Березовская. Ни один репетитор не возьмется за ребенка, который не имеет основы знаний по математике. Открытые задания следует сделать такими, чтобы они предусматривали ответы короткими записями… Очевидно, и сами тесты должны быть разных уровней сложности в зависимости от того, куда именно поступает выпускник, скажем, во Львовский национальный университет имени Ивана Франко или в Дрогобычский педуниверситет…
Анна Дуда. Хочу возразить коллеге. Тесты должны быть одинаковыми для всех поступающих. А вот результат ученик сам спроектирует на то или иное учебное заведение, осознавая, что планка уровня знаний для поступающих не везде одинакова… Зато хочу поддержать мнение, что третья открытая часть задач должна побуждать к более лаконичным и четким ответам, чтобы ребенок не думал, что он должен написать много. Что-то вроде такого, что запомнила из одной работы: «Мы найдем высоту с данного условия задачи, поскольку она нам дана…». По моему убеждению, надо больше давать времени на выполнение заданий. 135 минут на 38 задач — это действительно экстремальное испытание для детей.
Корреспондент. Я знаю, что вы, Анна Антоновна, проверяли в этом году открытые задания. Как в целом оценить уровень знаний по математике
Анна Дуда. Похвастаться нечем. Процентов 50 работ никакого уровня знаний не обнаружили. Возможно, мне попадались работы из сельских школ, где нет условий для обучения.
Марьян Добосевич. К этому виду испытаний надо готовиться заранее. Культура решения задач должна формироваться в школе, ни репетитор за полгода или даже за год времени эту культуру ученику не привьет. Наши дети не имеют навыков и желания повторять и обобщать пройденный материал. Если ученик имеет такие навыки, то он может готовиться к вступительным экзаменам самостоятельно. Относительно репетиторства. У нас оно приобрело какое-то искаженное восприятие. По моим наблюдениям, даже ученики, занимающие высокие места на олимпиадах (а в нашем лицее их уже было не один десяток), нуждаются в общении с теми, кто мог бы вместе с ними обсуждать типы задач, различные способы их решения.
Корреспондент. Мне вспоминаются слова бывшего декана мехмата университета Франко Ярослава Притулы: «Даже хорошему спортсмену нужен тренер, а ученику — репетитор…».
Андрей Миляник. Я работал в обычной сельской школе в Каменка-Бугском районе. В сельских школах репетиторство ограничено. И найти репетитора по биологии или другим не главным предметам довольно сложно. Эту форму обучения можно поддержать только в том случае, если на этих занятиях присутствует ее величество математика, когда учат математике, а не только решению тестов…
Игорь Гуран. Надо обратить внимание на преподавание математики в школе. На неделю — два урока по алгебре и один по геометрии. На внешнем независимом тестировании есть сложная задача по геометрии. Хотел бы увидеть того методиста, который разработает методику, как за один урок геометрии в неделю научить решать задачу третьего уровня… А что сделано для учителя? Как ему готовиться к новой форме оценивания знаний? Есть пособия, учебники, сборники задач… Наши ученики не имеют равных условий для овладения знаниями. В свое время министр образования выдвигал идею о проведении внешнего оценивания на электронных носителях. Утопия… Был в Карпатах и обратил внимание на группу учеников, которая шла из школы и несла дощечки — деревянные или картонные. Спросил, что это такое? Оказывается, на этих дощечках нарисована клавиатура компьютера. Таким образом дети изучают информатику…
Центр тестирования должен быть одновременно и центром пробных тестирований. Чтобы учащиеся из любого района могли приехать во Львов и за символическую плату без чрезмерного эмоционального напряжения получить объективную оценку своих знаний.
Павел Хобзей. Независимое тестирование — это первая системная оценка знаний в современной украинской школе. Прошедший учебный год показал, что с математикой на Львовщине особые проблемы. У нас только 30 процентов выпускников забрали сертификаты Украинского центра оценивания качества образования. Это означает, что их оценки были ниже оценок, полученных на государственной итоговой аттестации в школе. Экзамен по математике надо делать обязательным после окончания базовой школы, то есть после 9 класса, чтобы этот экзамен включал и алгебру, и геометрию. Пока экзамен по алгебре в 9 классе носит формальный характер. Наши соседи из Тернополя напечатали решения, своеобразные шпаргалки. В школах идет повальное списывание, а учителя нередко закрывают на это глаза. Перед ними дилемма — или принципиальность, или низкий показатель успешности…
Корреспондент. Во время первого «круглого стола» представитель Украинского центра оценивания качества образования говорила, что и в нашей области руководители образовательных учреждений запугивают учителей оргвыводами, если их ученики получат низкий результат на независимом тестировании…
Павел Хобзей. Мы никого не запугиваем. Но мы должны видеть реальную картину по области, по районам, по школам. Не для запугивания, а для того, чтобы думать о том, как исправлять ситуацию. Теперь наиболее строгими контролерами качества преподавания тех или иных дисциплин в школе будут не столько руководители образовательных учреждений, сколько сами родители. Представим ситуацию: ребенок, который имел хорошие оценки в школе, идет в Центр тестирования, и оказывается, что уровень его знаний не соответствует тем оценкам, которые ставил учитель… И родители вправе бросить учителю упрек: «Что же вы нас не предупредили, что есть проблемы, мы бы тогда наняли репетитора…». Думаю, это иллюзия, что независимое тестирование ликвидирует институт репетиторства. Это дополнительная образовательная услуга для тех, кто хочет больше знать. Другое дело, что репетиторство не должно сводиться лишь к «натаскиванию» по тестам. Можно надеяться, что с более широким внедрением независимого тестирования эта образовательная услуга будет сокращаться и стоимость ее будет меньше. В идеале — школьный учитель должен обеспечить соответствующий уровень знаний и без репетитора. Но когда этого еще не обеспечено, то хороший учитель может конкурировать с преподавателями высших учебных заведений… Математику называют королевой наук. У нас эта королева без короны. Повышение уровня преподавания математики — настоятельное требование времени, это условие нашей конкурентоспособности в мире стремительного развития науки и высоких технологий.
Лариса Дворецкая. Поддерживаю тех, кто предлагает после 9 класса сделать обязательный экзамен по математике, приобщив к алгебре и геометрии. В наших школах геометрия является падчерицей. А без геометрии математика — мертвая наука… Относительно сложности задачи по геометрии. Это относительное понятие. Профессор Плахотнюк из Киевского национального университета считает, что у нас в этом году была слишком легкая задача…
В этом году формат открытого задания изменится. В третьей части теста не одна, а две задачи по алгебре. Одна, легче, на четыре балла, вторая, более сложная, на шесть баллов. Это сделано для того, чтобы большее число детей, способных к математике, могла обнаружить эти способности в третьей части тестовых заданий. Хочу успокоить педагогическую общественность и родителей относительно ограниченного времени на выполнение заданий. В этом учебном году количество задач не изменится, а времени будет больше — 3:00.