То, что с апреля 2011 года природный газ для населения подорожает еще на 50 процентов, сообщалось еще несколько месяцев назад. Но, как теперь выясняется, тогда нам сказали, в сущности, лишь половину правды. «Забыв» в частности добавить, что и это второе, после августовского, повышение цены на топливо есть далеко не последним.
На днях глава миссии Международного валютного фонда Танос Арванитис заявил в Киеве, что МВФ ожидает, что в начале декабря Верховная Рада даст старт пенсионной реформе, примет закон о начислении населению пени за несвоевременную уплату жилищно-коммунальных услуг и законодательно подтвердит намерение придерживаться обязательств относительно повышения цены на газ. Как пишет газета «Коммерсант-Украина», Арванитис подчеркнул, что речь идет об обязательстве Кабинета Министров Украины, начиная из апреля 2011 года, пересматривать цену на газ для украинцев каждые полгода. Аж, пока ее не будет доведено до уровня его себестоимости. Заявление главы миссии МВФ и жесткая позиция МВФ — без реализации настоящих договоренностей правительство не получит в декабре очередной заем в размере 1,6 млрд. долларов США — порождает ряд вопросов. И прежде всего о том, к себестоимости какого именно газа — украинского или российского — правительство «будет дотягивать» цены на газ для населения. Так, как говорят у нас в Одессе, это две большие разницы.
— За газ, который добывают, например, на Полтавщине, Украина платит 199 гривен за тысячу кубометров. А за тот, который получаем по импорту, как вы знаете, — 250 долларов США, — сказал Богдан Соколовский — один из наиболее авторитетных украинских экспертов в области государственной энергетической безопасности, Уполномоченный президента Украины по международным вопросам и энергетической безопасности в администрации В. Ющенко.
Популярна в производстве мебельной промышленности в Украине — офисная мебель, которая покупается компаниями и предприятиями. Очевидно, что за ориентир Кабинет Министров берет цену, скорее всего, российского газа.
С неотвратимостью значительного подорожания газа можно было бы и смирится, если бы не ряд «но». Во-первых, если бы мы видели, что правительство устанавливает прозрачную и, соответственно, справедливую цену на газ с учетом того, что Украина, добывая за год до 20 млрд. кубометров собственного топлива, практически полностью обеспечивает нужды в нем население, а также жилищно-коммунального сектора. А во-вторых, если бы мы были твердо уверены, что дополнительно собранные за газ средства направляют на разведку и освоение новых газовых месторождений у нас в Украине. Однако, такой уверенности у большинства населения нет.
— С августа цену на газ повысили на 50 процентов. А сколько еще она будет увеличиваться на 50 процентов? и почему именно на 50, а не на 20 или на 100 процентов? Куда идут эти дополнительные средства? В уплату текущих платежей «Газпрома» и на обслуживание кредитов. Нет государственной программы, которая бы жестко регламентировала, что эту часть финансовых ресурсов должны направлять исключительно на развитие отечественного топливно-энергетического комплекса. Это и есть проблема. Нужно поднимать до экономически обоснованной цены на газ собственной добычи. Понятно, это сделает его более дорогим для нас с вами. Но по этому поводу необходимо вступить в диалог с обществом. Объяснить, куда пойдут средства, дополнительно полученные от продажи газа, — убежден Б. Соколовський. — Ни одно украинское предприятие не будет заинтересовано развивать и наращивать добычу газа, если государство и дальше будет платить за собственный газ 199 гривен, а за импортный — в семь-восемь раз дороже…
Здесь, собственно, мы логически подходим к третий «но». Ситуация выглядит так, что Украина, с одной стороны, недоплачивает своим нефтегазодобывающим предприятиям — по информации членов правительства реальная себестоимость газа собственной добычи колеблется в пределах 400-450 грн. А с другой стороны — переплачивает за голубое топливо «Газпрома». Т.е., в сущности, мощно дотирует российского газового монополиста.
Употребить определение «дотирует» в этом случае нам позволяет озвученные в СМИ выводы многих экспертов, в том числе и главы ОПЕК — международной организации стран — экспортеров нефти, о том, что так называемая формульная цена российского газа для Украины есть политической, а не рыночной или, тем более, экономически обоснованной.
Анализ структуры потребления голубого топлива позволяет специалистам сравнительно легко составить «дорожную карту» реформ. Львиную долю газа в виде сырья потребляют украинские химические и нефтехимические предприятия, а также металлургические комбинаты. Частные компании, чьи активы уже консолидировали, или же энергично консолидируют богатейшие люди — Дмитрий Фирташ, Ринат Ахметов и прочие. Кстати, в период экономического подъема, который предшествовал финансовому кризису, в частности чрезвычайно удобных цен на украинский металл на мировых рынках, эксперты настойчиво советовали владельцам металлургических предприятий не забирать заработанные прибыли у коллективов, а вкладывать их в модернизацию устаревших, еще советских производств и внедрение энергосберегающих технологий. Но практически, ни один из них к этим советам не прислушался. Все спешили направлять свободные средства на скупку новых активов и инвестировать их в развитие новых направлений бизнеса.