Наше правительство привыкло жить в долг

Наше правительство привыкло жить в долг Украина уже несколько лет страдает от бюджетного кризиса. Последние доходы госбюджета превышали его расходы аж в далеком 2002 году. С тех пор наша страна живет в долг, занимая деньги за границей.

Рядовых граждан такое явление, как бюджетный дефицит, касается косвенно, но все они участвуют в возвращении долгов государства путем уплаты налогов, которые власть может увеличивать, когда ей заблагорассудится. В 2013-ом, очевидно, также не обойдется без внешних заимствований, ибо дефицит бюджета предполагается на уровне 50,4 миллиарда гривен. Но находиться постоянно в статусе заемщика ни люди, ни государства, конечно, не могут, потому что рано или поздно им покажут на дверь и никогда больше не пустят на порог.

Как же бороться с бюджетным дефицитом? Первый способ — контролировать государственные закупки. В этой сфере действуют различные схемы разворовывания государственных денег: от «списания» их на ремонты школ, детских садов, дорог, строительство спортивных объектов, до закупки малины по 700 гривен за килограмм для президентской столовой (скандал вокруг «золотых» ягод разгорелся летом 2012 года, но ни один чиновник так и не был наказан). Оценки коррупционной составляющей в системе госзакупок весьма различны. Некоторые определяют ее в 20-40 миллиардов гривен (40-80% от дефицита государственного бюджета), хотя, по словам экс-министра экономики Владимира Ланового, сумма так называемых необязательных расходов ежегодно достигает 100 миллиардов гривен (то есть примерно вдвое больше нынешнего бюджетного дефицита).

Была надежда на существенное обновление управленческих структур после прошлогодних парламентских выборов, однако она не подтвердилась. Состав сегодняшнего Кабинета министров не слишком отличается от предыдущего. Те же министры в течение 2010-2012 годов не раз становились «героями» скандалов, связанных с «откатами» при аренде микроавтобусов или жилья. Так как же коррупционеры могут бороться сами с собой?

Второй способ — вывести деньги из «тени». И здесь цифры уже более потрясающие, чем в госзакупках. По подсчетам еще одного бывшего руководителя экономической отрасли, председателя Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха, объем «теневой» экономики страны составляет более 350 миллиардов гривен, а это почти семь дефицитов бюджета.

Такие фантастические суммы государственная казна недополучает из-за зарплаты «в конвертах», уклонения от уплаты налогов и запрещенную законом экономическую деятельность, которая приводит к скрытому перераспределению национального дохода. Впрочем, львиную долю потерь страны в условиях «теневой экономики» составляет «бегство» капитала за рубеж — вывод бизнесменами денег в страны с льготным налогообложением, которые еще называют оффшорами.

В основном классические оффшорные зоны — это небольшие островные государства, которые на законодательном уровне предоставляют льготы для создания и функционирования компаний, таким образом, наполняя свои бюджеты. Кстати, такие «зоны содействия свободному бизнесу» используются не только для неуплаты налогов, но и для отмывания денег.

Почти все крупнейшие финансово-промышленные группы, принадлежащие украинским олигархам, которые контролируют отечественную промышленность, регистрируют свой бизнес на островах, чтобы иметь специальный статус налогообложения. Любимый остров украинских миллиардеров — Кипр, потому что он, во-первых, — принадлежит к еврозоне, а во-вторых, там самый низкий в Европе налог на корпоративный доход — 10%. Вследствие беспрепятственного движения украинских капиталов в оффшоры и обратно бюджет, по разным оценкам, недополучает ежегодно около 100 миллиардов гривен. Как утверждают британские исследователи, начиная с 1990 года из украинской экономики в оффшоры в целом было выведено около 167 миллиардов долларов. Вдумайтесь в эту цифру: 1,3 триллиона гривен!

Разве не печально? Такая бедная страна, как Украина, что уже второй год подряд безрезультатно выпрашивает у МВФ 15,5 миллиарда долларов, позволяет выводить за границу в 10 раз большую сумму. И, наконец, если утечки украинских денег в оффшоры — следствие специфического законодательства, то зарплата в «конвертах» и другие способы уклонения от налогов мелкого и среднего бизнеса — залог его выживания.

Непомерным бременем для казны является также огромный государственный аппарат и льготы для него. Например, нынешний бюджет увеличил расходы на Верховную Раду, Министерство внутренних дел, СБУ и Генпрокуратуру в целом на 1,2 миллиарда гривен. Средняя сумма расходов на эти учреждения за последние три года — 6,5 миллиарда гривен. Согласитесь, что это довольно солидные деньги, несмотря на низкую эффективность деятельности правоохранительных органов и законодателей.

В итоге видим три реальных источника наполнения бюджета. Можно было бы назвать еще с десяток. Но какая от этого польза, если некому их задействовать? Не будут же депутаты, чиновники и госслужащие пилить сук, на котором сидят. Ведь большинство из них причастно и к непрозрачным госзакупкам, и к оффшорных схемам, и к теневой экономики. При такой системе власти государственный бюджет будет пустым, люди бедными, а состояние олигархов и чиновничества расти.

Добавить комментарий