Борьбой с «серыми» зарплатами фискалы вплотную занялись в апреле 2006 года. Тогда при налоговых инспекциях были созданы специальные комиссии в составе налоговиков и чиновников муниципалитета. На «зарплатные» комиссии вызывали руководителей компаний, которые платили зарплату ниже средней по отрасли или региону. Чиновники убеждали предпринимателей увеличить выплаты персоналу, и, следовательно, налоговые отчисления в бюджет. Отказ подчиниться уговорам мытарей грозил фирмам внеочередным попаданием в список кандидатов на выездную проверку. По статистике самих налоговиков, эффективность выездных проверок составляет почти 100% , то есть инспекторы почти всем проверяемым доначисляют налоги, пени, штрафы. Это значит, что в большинстве случаев компаниям приходится нести расходы на долгие судебные тяжбы.
Аргументы чиновников производили неизгладимое впечатление на бизнесменов. По данным столичных налоговиков, к началу 2008 года 23,4 тыс компаний (99%, вызванных на комиссию), подняли официальный уровень зарплат сотрудников. Причем 83% из них увеличили оклады до среднеотраслевого уровня.
За первые полтора года работы «зарплатных» комиссий (по состоянию на 1 января 2008 года) среднемесячная заработная плата по организациям, с которыми УФНС провела соответствующую работу, увеличилась в среднем до 16 тыс рублей. Комиссии работали по всей стране, и в итоге в 2007 году сборы ЕСН, который взимается с фонда оплаты труда, вырос на 28,5%.
Но в 2010 году не только работодателям придется контролировать соответствие уровня зарплат персонала среднеотраслевым показателям. Работники также будут кровно заинтересованы в правильности начисления работодателем суммы дохода, но еще больше — в честности владельцев бизнеса при уплате налога на доходы с физлиц (НДФЛ).
Дело в том, что со следующего года на комиссии будут приглашать не руководителей компаний, а работников. Об этом сообщила газета «Учет. Налоги. Право» в №44 за 2009 год. Пресс-служба ФНС официально эту информацию не подтверждает. В то же время Кирилл Котов, советник управления налогообложения ФНС России, подтвердил РИА Новости, что на «зарплатные» комиссии будут вызывать работников. «Акцент налоговые органы будут делать на выявлении неуплаты НДФЛ, потому что страховыми взносами с 2010 года будут заниматься внебюджетные фонды», — говорит он.
«Надо понимать, что при получении заплаты в конверте гораздо больше рискует тот, кто получает «конверт», нежели тот, кто его выдает, — предупреждает Котов. — Ведь в Уголовном кодексе есть понятие уклонения от уплаты налогов».
При этом налоговый агент (фирма), который не уплатил налог с зарплаты работника, рискует лишь уплатой пени за несвоевременное отчисление налога в бюджет. По закону, сумма НДФЛ должна быть перечислена до 15 июля года, следующего за отчетным.
«Больше работодатель ничем не рискует, пояснил Кирилл Котов. — А работник рискует сесть в тюрьму, если сумма уклонения окажется крупной». Ведь если работник признается в получении зарплаты в «конверте», то окажется, что именно он уклоняется от налогообложения.
«Обязанность по уплате НДФЛ лежит на самих гражданах, и неперечисление его работодателем не освобождает работников от обязанности платить налог», — говорит Виталий Иваненко, партнер компании BDO в России. Работники могут стать «заложниками ситуации», когда суммы налога, неуплаченные по сути работодателем, будут предъявлены работникам, говорит он.
«Если на комиссии сотрудник, не зная о доначислении НДФЛ, расскажет о «конверте», количестве денег в нем, и о некоей ведомости, в которой он расписался, налоговики или правоохранительные органы зафиксируют эту информацию в объяснениях или в протоколе допроса», — проясняет процедуру работы чиновников Елена Антощук, юрист департамента налогового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем». После этого у работника есть риск быть привлеченным к уголовной ответственности.
В статье 198 Уголовного кодекса прописаны санкции за уклонение от уплаты налогов гражданами. Если размер неуплаченных налогов будет признан крупным (от 300 тыс рублей за три года), то работнику в худшем случае грозит лишение свободы на срок до одного года. Если размер уклонения попадет под категорию особо крупного (1,5 млн рублей за три года), то в худшем случае в тюрьме придется провести три года.
Между тем, строго говоря, деятельность «зарплатных» комиссий не прописана в законодательстве. Они создавались постановлениями региональных властей, а действуют при территориальных управлениях ФНС. Неявка на заседание такой комиссии не может повлечь никакой ответственности для работника, пояснила Елена Антощук. «Многие налогоплательщики-юрлица прямо указывают на это налоговым органам и не являются на «зарплатные» комиссии, — говорит Виталий Иваненко. — Аналогичную позицию могут занять и физические лица».